Ключевые показатели эффективности или деятельности в числовом выражении могут отразить, насколько качественно и результативно за определенный временной период выполняются действие. Система kpi позволяет дать оценку эффективности работы персонала, процессов бизнеса, состояния всей компании, поэтому необходимо знать, методику расчета kpi. А как рассчитать kpi рассмотрим на примере информации, которую предоставила компания Cause`s Studio. Аутсорсинг разработка и внедрение KPI доступны по ссылке https://cause-studio.ru/kpi.
Что нужно знать о KPI?
КПИ – это не просто система, которая используется руководством, чтобы мотивировать персонал. Метрики являются эффективным инструментом, позволяющим оценить реализацию стратегии, чтобы понять, сможет ли бизнес достигнуть поставленные цели.
Использование kpi необходимо для решения следующих задач:
- Оценивания результатов работы. Применяя простые и понятные показатели, можно произвести объективное измерение производительности работы отдельных работников, подразделений, в целом компании.
- Упорядочивания процессов бизнеса. Специальная система метрик обеспечивает отражение процессов внутри компании, показывает особенности работы бизнеса, а также ответственных лиц за выполнение определенных задач.
- Анализа и планирования. Показатели способны выявить точки роста и уязвимые места. Благодаря такой информации руководство может внести необходимые корректировки в стратегию развития, провести перераспределение ресурсов, поставить перед персоналом новые задачи и целевые показатели.
- Создания мотивации для коллектива. Понятные критерии оценивания позволяют сконцентрировать внимание работника на ключевых задачах, чтобы не выполнялась бессмысленная и ненужная работа, время не тратилось на решение второстепенных вопросов.
Не существует единого набора индикаторов, каждая метрика подбирается индивидуально под особенности компании и отрасль, в которой она функционирует. Важно, чтобы система показателей была сбалансированной, отражала результаты с разных сторон. Виды показателей:
- результативности (описание качества и количества выполненных работ);
- затрат (определение размера материальных ресурсов и временных затрат, чтобы выполнить поставленные задачи; использование индикаторов позволяет свести к минимуму затраты, быстрее обрабатывать заявки, быстрее доставлять товары, снизить себестоимость продукции);
- производительности (соотношение между результатом и затраченным временем, чтобы определить количество задач, которые решает отдел или отдельный сотрудник за определенное время);
- эффективности (отношение полученного результата к затраченным ресурсам для оценки эффективности действия за единицу времени либо ресурса).
Формула расчета kpi сотрудника и пример
Нужно знать, как рассчитать kpi по формуле: ((Факт — База) / (Норма — База)) * 100%, где
- факт – реальный результат, который получен при выполнении работы;
- база – минимальная эффективность сотрудника;
- норма – планируемые результаты, которых должен достигнуть каждый работник.
Значение итогового показателя может быть от 0 до 1. Если факт больше плана, это говорит о перевыполнении ожидаемого результата сотрудником. В противном случае он не справляется со своей работой.
Приведем пример расчета kpi для менеджера по продажам. Было продано товаров, при этом общая сумма выручки составила 500 тыс. руб. База – 150 тыс. руб., норма – 300 тыс. руб. Индекс кпи составляет (500-150)/(500-300)х100 % = 175 %, что больше 10о%, соответственно, сотрудник не только выполнил норму, но и превысил показатели.
Расчет KPI для продаж производится с учетом таких показателей:
- объема выручки. Простой показатель, выражаемый в сумме всех продаж за определенный промежуток времени. К примеру, сумма выручки от продажи товара за месяц составила 1 млн. руб.;
- среднего чека. Доход, который компания получила, делится на количество заказов;
- количество сделок, которые были проведены за определенный период;
- цикла сделки. Длительность всех сделок делится на их количество;
- динамики продаж. Характеризует уровень роста или падения продаж, если сравнивать с предыдущим отчетным периодом (месяц, квартал, год). Выручку за текущий период нужно разделить на выручку за предыдущий период с последующим умножением полученного результата на 100 %;
- конверсии. Число клиентов, сделавших заказ, покупку, заключивших сделку необходимо разделить на численность потенциальных клиентов, полученный результат необходимо умножить на 100 %.
Расчет кпи зависит от конечной цели бизнеса, которая ставится перед сотрудниками руководителем компании. ее миссии и ценностей, подхода в отношении процесса работы.
У каждой компании свои стратегические цели, к примеру, максимально удовлетворять запросы клиентов, повысить объем продаж, добиться высоких результатов в работе, цели по персоналу.
Особенности составления KPI для сотрудников
При использовании системы кпи необходимо:
- Обозначить главные метрики, выбрав количественные показатели, от которых зависит работа сотрудников и прибыль компании.
- Определить цель и привязать показатели к работе сотрудников.
- Рассказать о KPI персоналу компании. У каждого сотрудника должно быть понимание своей роли в процессе, и как их личные результаты влияют на достижение поставленных целей. Необходимо дать разъяснение, почему выбраны конкретные метрики, сотрудники также должны быть мотивированы прозрачной системой вознаграждения за свою работу.
- Пересматривать ключевые показатели. Успех компании гарантируют не все показатели, эффективность их нужно анализировать, при необходимости перечень метрик подлежит корректировке.
Система показателей эффективности – действенный инструмент, позволяющий оценить эффективность работы отдельного сотрудника, подразделения, всей компании, чтобы принимать грамотные и своевременные решения для реализации стратегических планов.